Такие ребята бледнеют и запинаются при ответе у доски, плачут и грызут ручки перед контрольной, постоянно переспрашивают учителя и трепетно ожидают его ответа.
Умеренная тревожность — хороший мотиватор. Однако если её уровень становится излишне высоким, то тревожность перестаёт стимулировать и начинает мешать любой деятельности. Все психические ресурсы уходят на тревогу, и результаты падают. Ученики хуже справляются с заданиями, делают больше ошибок, работают медленнее.
Как педагогу вести себя с тревожным учеником?
- Уважительно относитесь к ученику, говорите спокойно. Если нужно сделать замечание, старайтесь не повышать голос и сдерживать эмоции.
- Не приглашайте тревожных учеников для участия в личных состязаниях.
- Старайтесь давать меньше заданий на скорость.
- Не сравнивайте тревожного ребёнка с другими, только с самим собой. Впрочем, эту рекомендацию можно использовать по отношению ко всем детям и подросткам.
- Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
- Чаще хвалите.
- Используйте тактильный контакт, обращайтесь к ребёнку по имени.
- Если ребёнок испытывает сложности при выполнении задания, можно помогать фразами: «Сосредоточься»; «Мы это проходили, ты умеешь решать такие задачи».
- При оценке работ делайте акцент на удачных моментах, а не на ошибках.